История Пьемонтского Таро
© Giordano Berti, историк эзотерицизма в искусстве www.giordanoberti.it►
Фабрика Таро и игральных карт Стефано Верньяно занимает особое место в истории Таро. На самом деле, именно благодаря Верньяно в Пьемонте (северо-запад Италии) около 1826 года начался настоящий «Золотой век» для пьемонтских производителей Таро.
Вверху: Шут, преследующий бабочку из Таро Верньяно в пьемонтском стиле, ок. 1835 г.
Решающий шаг
Переход карт Таро от «марсельских» к «пьемонтским» не произошел в одночасье, а стал результатом эволюции, этапы которой определяются специалистами в двух ранних прототипах: «раннее пьемонтское Таро» (по существу идентичное Марсельскому) и «рано изменившиеся пьемонтцы» (показывающие некоторые черты новой традиции).
Вверху: стандартные карты Таро «Марсельское» с надписями на французском языке, сделанные Н. Конвером (1809-1833). Национальная библиотека Франции.
Кто был пионером новой традиции? Среди наиболее интересных документов я обнаружил две цитаты из «Gazzetta Piemontese». В 1826 году эта газета упоминает о выходе двух партнеров из фабрики игральных карт «Гульельмо Маренго и Ко» в Турине. Новая компания была зарегистрирована на Стефано Верньяно. В 1828 году та же газета упоминает Джорджио и Стефано Верньяно (отец и сын) как производителей «так называемых кастрированных (т. е. с исключением некоторых карт) карт Таро и двуглавых карт по умеренным ценам».
Вверху: ранние карты Пьемонтского Таро Верньяно с французскими надписями, по существу идентичные Марсельскому Таро, около 1827 года. Национальная библиотека Франции.
Еще одно интересное событие датируется 1832 годом. В этом году в Турине проходила вторая торговая ярмарка царствования Савойи. Обе фабрики Guglielmo Marengo и Stefano Vergnano получили «почетную награду» от Королевской торговой палаты за качество своих колод. В то же время упоминался Джован Баттиста Гуала из Гемме, другой пьемонтский производитель Таро. Сомнительно, чтобы эти колоды Таро были удостоены какой-либо награды, если бы по сравнению с их французскими аналогами они не демонстрировали какой-то новаторский дизайн.
Вверху: ранний прототип карт Пьемонтского Таро Джована Баттиста Гуала из Гемме с итальянскими надписями и римскими цифрами. Национальная библиотека Франции.
Вверху: ранние измененные карты Пьемонтского Таро Верньяно с итальянскими надписями и арабскими цифрами, ок. 1835–1845 гг. Шут гоняется за бабочкой, а не за собакой. Национальная библиотека Франции.
Находка Пьемонтского Таро
Здесь возникает вопрос: какие образы Таро создали Маренго и Верньяно? Чтобы выяснить это, мы должны изучить эти колоды в государственных и частных коллекциях, а также документы, недавно обнаруженные итальянским исследователем Николой де Джорджио в Академии наук Турина. Академия является «сокровищницей», которая хранит историю Таро в Королевстве Савойя до объединения Италии.
По сей день в Академии хранится множество неразрезанных листов, отпечатанных с помощью техники гравюры на дереве, которые, согласно Королевскому указу, должны были быть переданы производителями в Королевское торговое управление. Эти листы являются самым ранним свидетельством, относящимся к зарождению подлинной пьемонтской традиции Таро.
К сожалению, некоторые листы утеряны, поэтому мы не можем иметь подробного представления об иконографической эволюции. Однако в общих чертах можно сказать, что фабрика Гульельмо Маренго производила с начала девятнадцатого века «ранние» пьемонтские карты Таро (то есть почти идентичные марсельским, с надписями на французском языке). Но между 1826 и 1832 годами Стефано Верньяно представил инновационную модель (названную «ранним измененным пьемонтцем»), которая использовалась — с некоторыми вариациями — в последующие десятилетия.
Я не буду описывать все особенности Таро Верньяно. Достаточно сказать, что помимо надписей на итальянском языке, арабских цифр вместо римских и новых рисунков многих придворных карточек, Верньяно представил совершенно новый образ: Дурак, гоняющийся за бабочкой, вместо того, чтобы быть преследуемым собакой или дикой кошкой. Кроме того, Туз Кубков представляет собой большой кувшин, наполненный фруктами и цветами. У Рыцаря Монет арабская шляпа. Рыцарь Мечей имеет гусарский шлем.
По словам Франко Пратези, фабрика Верньяно прекратила свою деятельность примерно в 1851 году, о чем свидетельствуют некоторые документы, хранящиеся в Archivio di Stato в Турине. Последнее Таро, выпущенное Верньяно, было не оригинальным дизайном, а обзором шедевра, выгравированного в Милане Карло Делларокка для печатника Фердинандо Гумппенберга.
Вверху: карты Таро, произведенные Верньяно по модели Карло Делларокка, около 1850 года. Надпись на тузе кубков гласит: «Vergnano a Torino».
Драгоценное переиздание
В 2014 году я лично наблюдал за точным переизданием колоды Таро Стефано Верньяно, датированной примерно 1845–1850 годами, но явно основанной на модели, сделанной примерно в 1830 году. Это переиздание дает всем современным любителям Таро возможность подробно рассмотреть особенности первого настоящего пьемонтского Таро, а также выявить сходства и различия с «марсельскими» колодами.
«Таро Верньяно 1830» было опубликовано Араба Фениче в сотрудничестве с Renaissance – Italian Style Art. Это ограниченное издание в 500 экземпляров, пронумерованное и подписанное редактором Джордано Берти, который также является автором исторического буклета, прилагаемого к колоде, доступного на итальянском, английском и португальском языках. Колода и буклет поставляются в прекрасной подарочной коробке в форме книги, созданной арт-дизайнером Летицией Риветти.
САЙТ: VERGNANO TAROT 1830►
Вверху: Stefano Vergnano Tarot репринт, 2015, доступно здeсь►
Источник: www.wopc.co.uk