Skip to content Skip to footer

Наиби – игральные карты мамлюков

Ранняя история карт в Западной Европе была связана с вторжением исламских войск в Северную Африку, Испанию и Сицилию во время Мамлюкского султаната в Египте, который закончился в 1517 году. Это совпало с Гранадским королевством Насридов в Андалусии (XII–XV вв.), которое стало последним оплотом ислама на Пиренейском полуострове. Испания была точкой соприкосновения с арабским миром, где происходили культурные, военные и торговые взаимодействия. Игра в карты стала популярной в большинстве стран Западной Европы примерно к 1375 году, но вскоре после этого была запрещена властями, что говорит об их быстрой популярности.

Карты, показанные ниже, взяты из реконструированной мамлюкской колоды XV или начала XVI века, нарисованной и раскрашенной вручную, вероятно, принадлежащей богатому или знатному владельцу. Они являются прекрасным примером важного и часто упускаемого из виду культурного, технического и художественного влияния, которое ислам оказал на западный мир, что проявляется во многих художественных, архитектурных и археологических сокровищах, демонстрирующих характерную геометрическую конструкцию. В данном случае мы смотрим на предка нашей скромной игральной карты.

Основной дизайн очень прост, но поверхность орнаментирована. Граница некоторых карт имеет форму подковообразной арки, как это видно на исламских дверных проемах, окнах, фризах и украшениях надгробий. Масти – это монеты, кубки, мечи и клюшки для поло (эмблема самого популярного из аристократических видов спорта в Империи мамлюков), и в каждой масти 13 карт: числа от 1 до 10 плюс 3 придворные карты, король, лейтенант и младший лейтенант (все мужчины). Ранги придворных карт указаны в синих областях надписей внизу карт. В европейских колодах придворные карты, конечно, изображались графически, и можно отметить, что ранние итальянские и испанские придворные карты не всегда содержали королев, возможно, из-за их происхождения из исламской или сарацинской колоды.

Каллиграфические тексты на верхушках карт состоят из рифмованных афоризмов, часто очень очаровательных, иногда странных, но всегда интересных: «Мечом счастья я искуплю возлюбленного, который впоследствии заберет мою жизнь» – «О ты, кто обладает имуществом, оставайся счастливым, и у тебя будет приятная жизнь».  «Пусть придет ко мне, потому что стяжанное добро долговечно; оно радует меня всей полезностью своей» — «Наслаждения для души и приятные вещи, в цветах моих всякие» — «Смотрите, как чудесна моя игра и необыкновенно красиво мое платье» — «Я как сад, подобный которого никогда не будет» — «О сердце мое, для тебя радостная весть, которая радует» — «Радуйся счастью, которое возвращается, как птица, которая поет свою радость».

«Что же до настоящего, которое радует, то сердце твое скоро раскроется» — «Я, как жемчуг на нитке, поднимусь в руках королей» — «Да даст тебе Бог благоденствие; тогда ты уже достиг своей цели» — «Радуйся своему непреходящему счастью» — «Радуйся приятным вещам и успеху» — «Я как цветок, нить жемчуга есть моя почва?» — «Алиф радуется и исполняет твои желания» — «Кто меня к своему счастью позовет, тот увидит только радостные взгляды».

Выше: нарисованные и раскрашенные вручную мамлюкские игральные карты, XV или начало XVI века. Оригинальная колода карт находится в музее Топкапу Сарайи в Стамбуле и имеет размеры 252 x 95 мм, что делает их довольно большими, чтобы держать их в руке. Карты были обнаружены среди различных предметов дворца, и об их предыдущей истории ничего не известно. Майер (1971) считает, что «сомнительно, чтобы эти карты использовались в течение какого-либо периода времени», поскольку на картах не было жирных или грязных отпечатков пальцев. Майер также высказывает мнение, что «эти карты явно мамлюкского происхождения, и мы, вероятно, не ошибемся, отнеся их к 15 веку».

Колода неполная и состоит из 47 карт, разделенных на 4 масти, по 13 карт в масти, так что полная колода содержала бы 52 карты с простыми рубашками. Иллюстрированные здесь карты взяты из реконструированного факсимильного издания, опубликованного Aurelia Books, Брюссель и Лувен, 1972 г. В коробочный набор также входит буклет, выпущенный Яном Баувенсом, который содержит арабские надписи на картах, переведенные профессором Танги из Стамбульского университета. К сожалению, исследовательский анализ карт оказался неточным, поскольку Бауэнс ошибочно следует более ранней оценке Л. А. Майера, полагая, что колода содержит четыре, а не только три придворных карты каждой масти. Кроме того, некоторые из оригинальных карт были заменены реконструированными картами, которые соответствуют его ошибочной теории о том, на каких картах были надписи.


Справа: фрагмент мамлюкской игральной карты (или узор для игральной карты), искусно написанный на мягкой бумаге, возможно, намеренно разорванный, часть восьмерки кубков. Ранее находилась в коллекции доктора Эдмунда де Унгера, теперь в коллекции исламского искусства Кейра. Цветочное оформление фона характерно для исламских предметов любого периода.

Форма чаши (а также общий дизайн карты) в основном такая же, как в примере из музея Топкапу, вероятно, представляющая собой традиционную форму, восходящую к древним стеклянным формам. Это говорит о том, что стиль карт мамлюков, возможно, не сильно изменился с течением времени, и что эти узоры карт распространились из исламского мира через Италию и Испанию в Европу. Действительно, похоже, что люди в Испании и Италии в конце 14-го и 15-го веков знали, что игральные карты также использовались в арабском мире, и пришли оттуда, видя, что в 1379 году в Хроники Витербо записана новая игра под названием «наиб», представленная «сарацином» (= восточным, арабским или мусульманским). Другими словами, игральные карты только что были завезены в Италию. Точно так же люди в мусульманских странах должны были знать, что в Европе использовались игральные карты и, вероятно, имел место некоторый обмен настоящими колодами, а также карточные игры.

ССЫЛКИ

Dummett, Michael and Abu-Deeb, Kamal: Some Remarks on Mamluk Playing Cards, Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, Vol. 36 (1973), p. 128. Доступно онлайн здесь.
Mayer, L.A. Mamluk Playing Cards, ed. R. Ettinghausen and O. Kurz, Leiden, 1971. This treatise was originally published in the Bulletin de l’Institut Français d’Archéologie Orientale, Le Caire, XXXV!!!, 1939, pp. 113-118.
Частная переписка Майкла Даммета с Далу Джонсом, 1973 год.

Источник: www.wopc.co.uk

Закрыть