Skip to content Skip to footer

«Химера» и «Таро Грингонье»

Древняя история Таро ближе, чем можно представить. Например, в этом году на фестивале в Каннах в конкурсной программе участвовал итальянский фильм «Химера» режиссёрки Аличе Рорвахер.

Знакомый с Таро человек не смог бы пройти мимо афиши этого фильма, на которой нарисован человек, повешенный за ногу на дереве вниз головой.

Разумеется, это — XII старший аркан любимой нами колоды. Но интересная деталь: из карманов человека на землю сыпятся монеты. Какая связь между повешенным и деньгами? Самая непосредственная. Особенно, если говорить об итальянской традиции этих карт.

Уже на одной из самых ранних сохранившихся колод XV века — «Таро Грингонье» — мы видим Повешенного, который держит в руках мешочки с золотом.

Раньше мы уже рассказывали про связь этой карты с темой предательства и вероломства. Но какая связь у неё с деньгами? Самая непосредственная.

В Италии XV века, когда формировался корпус изображений карт Таро, непрерывно случались междоусобные войны, в которых активное участие принимали наёмники-кондотьеры.

Руководители таких наёмников могли выступать на одной стороне в одной войне и в противоположной — на следующей. Их верность зависела исключительно от денег.

Разумеется, в глазах прошлых работодателей (и граждан их городов) кондотьеры-полководцы казались предателями. Сначала их рисовали в таком образе на городских стенах, а потом стали переносить на карты.

Со временем, когда образ Повешенного с деньгами прижился, а войны за главенство в Италии ушли в прошлое ему стали придавать другое значение — Иуда, продавших Христа за 30 серебренников.

По сюжету фильма «Химера» его главный герой — археолог, который спекулирует найденными на ракопках предметами старины.

И на его афише старые образы итальянского предателя-Иуды обретают новый смысл и новые краски.

Закрыть