Skip to content Skip to footer

Таро Эттейлы “Книга Тота” (ок. 1789 г.)

В январе 1789 года в Париже бушевали великие революции: аббат Сьейес опубликовал свою зажигательную брошюру Qu’est-ce que le tiers-état? (Что такое третье сословие?), и из исследования «М. Etteilla, Professeur d’Algebre» на Rue de l’Oseille, 48, было отправлено письмо с просьбой о патенте на издание французского издания Livre de Thot, в котором обещалось раскрыть теорию и практику древнеегипетской магии через Таро. К июлю, когда со штурма крепости Бастилия началась Французская революция, десятки парижан уже обращались к картам Эттейлы, чтобы предсказать судьбу Франции.

Выгравированное Пьером-Франсуа Басаном роскошное издание колоды Таро Эттейлы содержало 78 карт, раскрашенных кистью, и имело специально разработанный футляр для переноски. Даже в своей более дешевой бесцветной версии эта колода радикально отличалась от многих вариантов Марсельского Таро, появившихся в предыдущие века. Эттейла — псевдоним французского оккультиста Жана-Батиста Альетта (1738–1791) — основал организацию, специально посвященную изучению эзотерических Таро, La Société des Interprètes de Thot, которая провозгласила систематическую интеграцию Таро и астрологии, тем самым изменив Таро. Колода как инструмент духовного и мирского гадания. Эттейла был первым, кто придал гадательное значение картам и раскладам. А некоторые историки считают его первым человеком, зарабатывавшим на жизнь в качестве профессионального таролога.

Чтобы объединить две древние науки, Эттейла отнес зодиакальные созвездия сначала к семи стадиям Творения (кульминацией которого стала карта 7 «Отдых» — ее иллюстрация выглядит как сцена, составленная из палеонтологических находок барона Кювье в Парижской котловине), а затем — к картам с 8 (женщина, окруженная одиннадцатью кольцами) по 12 (Благоразумие, богиня в сандалиях и с кадуцеем, замершая перед змеей). Хотя многие из карт Эттейлы явно воспроизводят Козыри из Марсельского Таро, порядок карт (который провозглашает отражение символического синтаксиса, обнаруженного на стенах Мемфисского храма), отдельные детали и астрологические ассоциации новы. Хотя он не объясняет свой метод определения соответствий, похоже, что Эттейла опирался на мистический герметический текст Поймандра для своего изображения Космоса и его сотворения.

Обрамленная колода Таро Эттейлы, хранящаяся в Wellcome Collection, «в виде листов книги Тота, помещенных в храме Огня в Мемфисе, Египет».

Радикальные публикации Эттейлы — ср. Etteilla, ou la seule manière de tyrer les cartes 1773; Cours théorique et pratique du livre de Thot (1790); L’oracle pour et contre mil sept cent quatre-vingt-onze (1790) — возвысили Таро, как политико-научные импульсы аббата Сьейеса возвысили третье сословие, позволив гражданам понять свою судьбу, даже когда они спускались в Ужас и не только. Более поздняя серия «Гранд Эттейла», печатавшаяся уже в позднем девятнадцатом веке, и современное распространение колод Таро, следуя эфемерным причудам и модам, — все это ведет свое происхождение от этого прекрасного и соблазнительного творения загадочного египтофила на улице Рю де Л’Осель, 48.

Источник: Kevin Dann, The Public Domain Review

Закрыть